В рамках военной реформы с 2009 по 2012 годы планируется сократить около 200 тысяч должностей офицеров, а также упразднить институт прапорщиков (мичманов), численность которых сегодня в армии и на флоте приближается к 140 тысячам человек. Как утверждают инициаторы реформы, за счет сокращения офицерского корпуса и дополнительных 25 млрд рублей, которые запланированы в федеральном бюджете, планируется увеличить зарплату лейтенантов и капитанов в частях постоянной боевой готовности и на боевом дежурстве. После 2012 года денежное довольствие младших офицеров вырастет до 70 тысяч рублей, а старшие офицеры от полковника и выше будут получать от 150 тысяч рублей.
Министерство обороны России, объявившее 14 октября устами главы ведомства Анатолия Сердюкова о начале грандиозной военной реформы, но с тех пор практически никак не прояснившее народу (да во многом и самой армии) суть затеянных преобразований, похоже, начинает понемногу исправляться.
Как сообщил сегодня журналистам начальник Генштаба РФ генерал армии Николай Макаров, Минобороны решило ежемесячно проводить выездные заседания военных коллегий в различных военных округах и на флотах с целью разъяснения позиции ведомства по вопросам формирования нового облика Вооруженных сил. «23 декабря мы проводим военную коллегию в Северо-Кавказском военном округе, и каждый месяц будем проводить их по округам и флотам»,— передает его слова корреспондент РИА «Новости». В частности, сообщил Макаров, уже запланированы поездки министра обороны и начальника Генштаба на Дальний Восток, на Тихоокеанский и Северный флоты.
А до общения с прессой Николай Макаров пообщался в Военной академии Генштаба с представителями военно-дипломатического корпуса, аккредитованного в Москве. В этой аудитории генерал и прояснил целый ряд принципиальных вопросов начатой военной реформы.
По его словам, преобразования Вооруженных сил будут осуществляться параллельно с разработкой новой военной доктрины. «Документ сейчас активно готовится,— сообщил Макаров. – Думаю, доктрина будет иметь более прикладной и конкретный характер». РИА «Новости» напоминает в связи с этим, что разработкой доктрины сейчас занимается Совет безопасности России, а ответственным за ее редакцию назначен бывший начальник Генштаба генерал армии Юрий Балуевский. Он был одним из тех специалистов, кто в январе нынешнего года на заседании Академии военных наук критиковал существующую ныне доктрину как раз за ее многословие и неконкретность.
Сообщив о параллельной (с реформой армии и флота) разработке новой военной доктрины, Николай Макаров, таким образом, отчасти парировал исходившую из экспертного сообщества критику, что Минобороны, мол, взялось за формирование нового облика Вооруженных сил, не уточнив при этом, а какая, собственно, армия нужна ныне России для обеспечения ее безопасности. А принципиальные контуры армии вытекают как раз из военной доктрины государства. При этом не стоит забывать, что реформа-то армии уже началась – а вот военная доктрина, которая должна очертить круг принципиальных требований к Вооруженным силам, пока лишь пишется. Так что Николай Макаров оправдался лишь частично.
Зато глава Генштаба в гораздо большей мере успокоил подлежащих увольнению офицеров. А их количество уже в самое ближайшее время достигнет 100 тысяч. «В самое ближайшее время будут сокращены 100 тысяч офицеров — это в первую очередь 50 тысяч уже тех, кто уже выслужил положенные сроки, 27 тысяч — у кого выслуга заканчивается в будущем году, около 10 тысяч — которые завершают службу в 2009 году, и около 7,5 тыс. так называемых «двухгодичников»,— приводит слова генерала агентство Интерфакс. При этом он подчеркнул, что судьба каждого офицера будет решаться персонально. «С остальной частью офицеров, которая будет подпадать под оргштатные мероприятия, кадровые органы будут работать персонально, и мы постараемся сохранить в армии прежде всего тех офицеров, которые желают служить, имеют опыт руководства воинскими подразделениями, а также боевой опыт»,— заверил глава Генштаба.
При этом все увольняемые из армии офицеры и прапорщики получат жилье и выплаты, подчеркнул Макаров. «Все офицеры, которые будут подлежать увольнению, в обязательном порядке будут обеспечены жильем и соответствующими денежными выплатами. То же самое прапорщики»,— приводит его слова агентство.
Российская армия, подтвердил Макаров, сохранит смешанный принцип комплектования — по контракту и призыву. По его словам, военнослужащие-контрактники будут служить в регионах со сложной обстановкой, прежде всего на юге. «В центре России, где более спокойная обстановка, будут части смешанного состава, где будут служить и призывники, и контрактники»,— сказал Макаров.
Среди военных приоритетов начальник Генштаба особо выделил стратегические ядерные силы. По его словам, на их развитие государство средств жалеть не будет. «Мы под ядерным щитом гарантированно должны выполнить задачи по реформированию армии и флота в заявленные сроки»,— сказал он журналистам. «Мы придавали, придаем и будем придавать стратегическим ядерным силам первостепенное значение, и на это денег жалеть не будем»,— приводит его слова Интерфакс.
Что касается финансирования военной реформы, то, по словам Макарова, все расходы на ее проведение укладываются в оборонный бюджет. «Если вы обратили внимание, Министерство обороны не просило денег на реформу,— заявил начальник Генштаба.— Мы считаем, что тех средств, которые выделяются в рамках оборонного бюджета, достаточно на проведение мероприятий реформы». Во всяком случае, «до 2012 года дополнительных средств не потребуется», уточнил он следом.
Финансовый кризис, отметил Макаров, затронул многие сферы жизни страны, в том числе и ее Вооруженные силы. Но есть две главные задачи, которые в ходе военной реформы будут выполнены обязательно — чего бы это ни стоило, приводит его слова РИА «Новости». По словам генерала, это обеспечение офицеров положенным им по закону жильем и закупка современного вооружения и боевой техники. Государственная программа вооружений на 2007–2015 гг., заверил Макаров, будет выполнена обязательно. Хотя он признал, что в нее тоже будут внесены коррективы с акцентом на ускоренное обеспечение теми вооружениями, которые нужны сегодня армии особенно остро.
Оптимизм начальника Генштаба в отношении перспектив военной реформы и ее финансирования, впрочем, не разделяют большинство экспертов. Даже глава думского Комитета по обороне Виктор Заварзин выражал ранее беспокойство по поводу того, что до сих пор нет четко разработанного и обоснованного финансового обеспечения реформы. И хотя думский комитет в целом поддержал проект Минобороны по реформированию Вооруженных сил, «но, к сожалению, для нас, депутатов в Госдуме, много еще неясно», посетовал Заварзин. И прежде всего, отметил глава профильного комитета ГД, неясно, «где в бюджете предусмотрены средства на проведение столь масштабных преобразований, включая деньги на обеспечение жильем для офицеров».