http://news.km.ru/app/var/pub/files/40200/pic_preview_240x150/%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE_240.jpg

Сегодня официально начала свою работу гражданско-полицейская миссия Европейского союза в Косово. Теперь именно на нее будет возложена ответственность за ситуацию в Косово и Метохии, а персонал миссии ООН в Косово, которая ранее управляла этой территорией, будет передислоцирован на север региона – в места компактного проживания сербского меньшинства. Численность новой миссии составит 3000 человек, из которых 1900 – иностранные представители, а 1100 – местные специалисты. Они будут следить за работой полиции, судов и таможни. Тем не менее, несмотря на столь внушительную силу, появление миссии отнюдь не означает вывода из региона 16-тысячного контингента КФОР (международные силы по поддержанию мира в Косово. – Прим. КМ.RU), который в основном укомплектован военнослужащими стран НАТО.

Нетрудно заметить, что в результате развертывания евромиссии роль ООН понижается, а Запада, напротив, резко возрастает. Кстати, косовская сторона ранее приветствовала появление в регионе европейской миссии, а сербы, напротив, полагали, что это лишь еще более укрепит сложившийся статус-кво, при котором Косово является де-факто независимым государством. Судя по всему, опасения сербов небеспочвенны. Хорошо известно, что большинство стран Запада поддержали косовскую независимость, да и в конфликте на Балканах также занимали антисербскую позицию. Фактически косовская государственность и создана Западом, который пошел на прямое военное вмешательство в конфликт между сербами и косоварами в 1999 году. Тогда НАТО провело против Югославии военную операцию «Союзническая сила» и вынудило югославские войска покинуть Косово. Поэтому сейчас трудно поверить в объективность представителей Запада, в какой бы миссии они ни участвовали, будь то международный контингент КФОР или новая гражданско-полицейская миссия ЕС. Как показывает практика, западные страны нередко используют международные рычаги влияния для укрепления своих собственных позиций, а вовсе не для того, чтобы реально способствовать установлению мира и стабильности в тех или иных регионах. Последний свежий пример на эту тему – ситуация на Кавказе в связи с грузинской агрессией против Южной Осетии. Мы уже неоднократно писали о том, что действия западных наблюдателей на Кавказе, мягко говоря, заставляют усомниться в их объективности.

Как изменится ситуация в Косово после появления там миссии ЕС? На эту тему журналист KM.RU беседует с вице-президентом Центра политических технологий Сергеем Михеевым.

– Как вы оцениваете замещение ооновских сил полицейской миссией Европейского союза в Косово?

– Это все уже мертвому припарки – все эти рокировки, миссии и прочее. Что касается России, то Россия была категорически против признания независимости Косово, и в этом, собственно, и есть наша позиция. А какие там миссии и за чем они будут наблюдать – это все, на самом деле, уже просто детали, и не более того. Я думаю, что никто там обстановку нормализовать уже не сможет – ни европейцы, ни американцы. Другое дело, что европейцы, возможно, пытаются подсуетиться, взять посредническую роль в свои руки на волне кавказских дел (имеется в виду наблюдательная миссия ЕС в буферных зонах в Грузии. – Прим. КМ.RU).

– Не произойдет ли ухудшение ситуации в Косово?

– Я думаю, что лучше там точно не будет. Сербов будут вытеснять.

– То есть вы прогнозируете, что сербские анклавы будут ликвидированы?

– Я думаю, что у албанцев стоит задача ликвидировать этот анклав.

– Будет ли Белград защищать своих соотечественников?

– Белграду, с одной стороны, надо сохранить лицо для того, чтобы не выглядеть полными предателями в собственной стране, а с другой стороны, Белград давно уже лег под европейские структуры, под их планы и так далее, обменяв свои интересы, свое государство на европряники, которые им обещают.

– Изменится ли сейчас роль международного контингента, укомплектованного в основном военнослужащими стран НАТО?

– Я думаю, не изменится. Они останутся в тех же статусных позициях, в каких они и находятся, потому что, по сути, они являются гарантами невозобновления противоборства между сербами и албанцами. Потому что если, скажем, американцы оттуда уйдут, то не исключено, что сербы активизируют борьбу против албанцев.